Уважаемые студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники университета, на адрес egorov1961@tpu.ru вы можете направлять обращения, предложения, пожелания и жалобы, касающиеся всех сторон управления и деятельности университета, в том числе, информацию о фактах коррупции и предложения по антикоррупционной направленности и пресечению иных противоправных действий в университете.
Телефон доверия
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Методические материалы
- Методические рекомендации, обзоры, разъяснения и иные документы, подготовленные Минтрудом России
- Специализированный информационно-методический ресурс по вопросам противодействия коррупции на базе федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» (с возможностью перехода к информационной системе «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации»
- Методические материалы по вопросам противодействия коррупции
- Обзор типичных ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
- Чек-лист самоконтроля при заполнении справок о доходах
Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
-
Уведомление представителя нанимателя (работодателя) о намерении выполнять иную оплачиваемую работу
-
Уведомление о фактах обращения в целях склонения работника к совершению коррупционных
-
Обращение гражданина, юридического лица по фактам коррупционных правонарушений
- Заявление о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах
Антикоррупционное просвещение
Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты
Федеральные законы
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
- Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
- Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»
- Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»
Указы Президента Российский Федерации
- Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы»
-
Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»
-
Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»
-
Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
-
Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»
-
Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»
-
Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»
-
Указ Президента Российской Федерации от 08 марта 2015 г. № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции»
-
Указ Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»
-
Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы»
Памятка для студентов, сотрудников и преподавателей ТПУ
Памятка разработана с целью исключения провокаций коррупционного характера в отношении студентов, сотрудников и профессорско-преподавательского состава Томского политехнического университета
Под взяточничеством в уголовном праве понимается совокупность уголовно наказуемых деяний, связанных с нарушением принципа публичной оплаты служебной деятельности должностных лиц и извлечением ими незаконной имущественной выгоды за счет своего должностного положения:
- получение взятки (ст. 290 УК РФ);
- дача взятки (ст. 291 УК РФ);
- посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ);
- мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ).
Указанные преступления обладают такими общими признаками, как объект и предмет взяточничества. С объективной стороны преступления характеризуются активными действиями, с субъективной стороны — прямым умыслом.
Должностное лицо выступает либо в качестве специального субъекта преступления, либо как конструктивный признак состава преступления, определяющий признаки лица, которому взятка передается.
Получение взятки - одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).
Дача взятки - преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.
Взяткой могут быть предметы - деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость. Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.
Завуалированная форма взятки - банковская ссуда и долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.
Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо – представитель власти или лицо, состоящее на государственной должности, выполняющее организационно - распорядительные или административно-хозяйственные функции (в том числе преподаватель, принимающий экзамены и зачеты).
Взятка нередко дается и берется через посредников - подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, лаборантов кафедр, которые рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.
Гражданин, давший взятку, может быть освобожден от ответственности, если:
- установлен факт вымогательства;
- гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.
Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.
Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ст. 306).
- вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем (взятка вымогателем) либо как готовность, либо как категорический отказ принять (дать) взятку;
- внимательно выслушать и точно запомнить предложенные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
- постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое вам место для следующей встречи;
- не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) «выговориться», сообщить вам как можно больше информации;
- при наличии у вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке или ее вымогательстве.
Принять решение согласно своей гражданской позиции, своим нравственным принципам, совести и жизненному опыту. В связи с этим у вас возникает три варианта действий:
- Первый вариант – поступиться моральным принципам и нормам и самому стать преступником, согласившись на условия взятковымогателя.
- Второй вариант – прекратить всяческие контакты с вымогателем, дать ему понять, что вы отказываетесь идти на преступление и смириться с тем, что важный для вас вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями.
- Третий вариант – встать на путь сопротивления взяточникам и вымогателям, исходя из четкого понимания, что только всем миром можно одолеть это зло, что человек должен в любых ситуациях сохранить свое достоинство и не становиться пособником преступления. Третий вариант в большей степени согласуется с нормами и права и морали, согласно которым зло должно быть обязательно наказано. Но каждый человек, как свободная личность, принимает решение о выборе пути сам.
ЕСЛИ ВЫ ИЗБИРАЕТЕ ТРЕТИЙ ВАРИАНТ, ВАМ СЛЕДУЕТ:
Обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении руководителю по месту вашей работы, учебы и ответственному лицу за организацию работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений:
Группа экономической безопасности:
телефон: 8 (3822) 70-17-77 (доб.3329)
email: egorov1961@tpu.ru
Либо в правоохранительные органы.
Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.
В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Росгвардии вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.
Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.
В правоохранительном органе полученное от вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением вашего заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим ваши права и законные интересы.
В случае отказа принять от вас сообщение (заявление) о даче взятки вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.