• Университет
  • Образование
  • Наука и инновации
  • Сотрудничество
  • Жизнь в ТПУ

I. Основные предпосылки и обоснование создания национального исследовательского университета, характеристика приоритетных направлений развития национального исследовательского университета 

Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (далее – Программа, ТПУ или университет) разработана в соответствии с Положением о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. № 550, и требованиями к структуре и содержанию программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 278 «О сроке проведения в 2009 году конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», о форме заявки на участие в нем и требованиях к содержанию и структуре программ развития университетов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2009 г., регистрационный номер 14960).

Программа направлена на развитие кадрового потенциала образования и науки, обеспечивающего уровень высокотехнологичного сектора экономики страны в соответствии с самыми передовыми мировыми стандартами.

В состав ТПУ входят 10 учебных институтов, 3 факультета, 17 научно-образовательных центров и 68 научно-исследовательских лабораторий. На базе ТПУ и учреждений Российской академии наук созданы и реализуют научно-образовательную деятельность 18 совместных центров и кафедр, в том числе кафедры водородной энергетики и плазменных технологий, сильноточной электроники, физики высоких технологий в машиностроении.

Образовательная деятельность в ТПУ осуществляется в рамках многоуровневой системы по широкому спектру образовательных программ в интересах развития ключевых отраслей экономики России. Образовательные программы разработаны на основе государственного образовательного стандарта с учетом требований национальных и международных общественных профессиональных организаций, таких как Ассоциация инженерного образования России, Washington Accord, ENQHEEI, ENAEE, а также критериев международной сертификации профессиональных инженеров FEANI, WFEO, APEC Engineering Register, EMF.

В 2007 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» ТПУ стал победителем конкурса вузов России, реализующих инновационные образовательные программы (далее – ИОП). В рамках реализации ИОП по приоритетным направлениям развития (далее – ПНР) ТПУ было создано 9 инновационных научно-образовательных центров.

Университет имеет договоры о стратегическом партнерстве с 252 предприятиями. Среди них ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнева», ГК «РОСАТОМ», ОАО «Сибирский химический комбинат», ФГУП «Горно-химический комбинат», ООО «Томскнефтехим», АК «Базовый элемент», ОАО АК «Транснефть», ОАО «Системный оператор ЕЭС» и др.

Университет является членом ассоциации ведущих европейских университетов в области инженерного образования и исследований (СESAER), консорциума ведущих европейских и азиатских технических университетов (CLUSTER), международного общества по инженерной педагогике (IGIP) и др.

Для развития научной инновационной деятельности в ТПУ создана инновационная инфраструктура, включающая структурные подразделения ТПУ – инновационно-технологический центр, центр трансфера технологий, студенческий бизнес-инкубатор и ООО «Технологический инкубатор Томского политехнического университета».

К ПНР ТПУ относятся:

  • рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов;
  • традиционная и атомная энергетика, альтернативные технологии производства энергии;
  • нанотехнологии и пучково-плазменные технологии создания материалов с заданными свойствами;
  • интеллектуальные информационно-телекоммуникационные системы мониторинга и управления;
  • неразрушающий контроль и диагностика в производственной и социальной сферах.

В результате выполнения Программы ТПУ сможет укрепить имеющиеся передовые позиции по перечисленным выше ПНР в Российской Федерации и обеспечить подготовку высокопрофессиональных кадров, проведение научных исследований и разработку технологий в сфере ресурсоэффективности на мировом уровне.

Интенсификация деятельности по всем ПНР, создание в ТПУ образовательной среды мирового уровня и эффективной инфраструктуры научной и инновационной деятельности будут способствовать устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности российской экономики. 


II. Цель и задачи Программы, этапы и сроки реализации, целевые индикаторы и показатели оценки эффективности реализации Программы

 Целью Программы является становление ТПУ как университета мирового уровня, ориентированного на кадровое обеспечение и разработку технологий для ресурсоэффективной экономики.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  • подготовка высококвалифицированных специалистов для разработки и реализации ресурсоэффективных технологий;
  • создание инфраструктуры научной и инновационной деятельности;
  • развитие кадрового потенциала;
  • совершенствование системы управления университетом.

Реализация Программы осуществляется с 2009 года по 2018 год в один этап. Показатели оценки эффективности реализации Программы приведены в приложении № 1 к настоящей Программе.

III. Мероприятия Программы 

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий.

Мероприятия Программы структурированы по блокам, соответствующим поставленным задачам.

Первый блок «Подготовка высококвалифицированных специалистов для разработки и реализации ресурсоэффективных технологий» содержит следующие мероприятия.

Мероприятие 1.1. Создание образовательной среды мирового уровня и генерация профессиональной элиты в области ресурсоэффективных технологий путем расширения магистерской подготовки в партнерстве с ведущими университетами и промышленными предприятиями.

В рамках перехода на двухуровневую систему образования планируется разработка новых основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения с учетом требований международных стандартов качества ISO 9001:2008, Европейских стандартов и руководств для обеспечения качества высшего образования (ESG, Standarts and Guidelines for Quality Assurance in European Higher Education Area); национальных и международных критериев качества образовательных программ Ассоциации инженерного образования России, согласованных с Washington Accord Graduate Attribute and Professional Competencies, EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmеs. Предполагается значительное увеличение контингента магистров и расширение спектра магистерских программам, реализуемым по ПНР ТПУ.

Новые и модернизированные образовательные программы, отдельные дисциплины и модули дисциплин будут сфокусированы на повышении ресурсоэффективности национальной экономики.

Предусматривается расширение участия в учебном процессе приглашенных ведущих ученых и специалистов, а также представителей реального сектора экономики по ПНР ТПУ.

Планируется внедрение в образовательный процесс технологий электронного обучения, программных и программно-технических средств моделирования процессов и управления ими, построения автоматизированных измерительных систем, современных систем автоматизации проектирования, виртуальной инженерии и промышленного дизайна.

В рамках данного мероприятия предусматривается:

  • значительное увеличение доли студентов, участвующих в научно-исследовательских работах и трудоустроенных по окончании обучения по специальности;
  • увеличение количества образовательных программ, разработанных и реализуемых с участием и на основе опыта ведущих зарубежных университетов (в том числе программ уровня «Двойной диплом»);
  • увеличение количества студентов и преподавателей, прошедших обучение, стажировки и повышение квалификации в ведущих зарубежных университетах;
  • увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в университете.

Мероприятие 1.2. Развитие материально-технической, учебно-методической и информационной базы учебного процесса по ПНР ТПУ.

В рамках данного мероприятия предполагаются:

  • приобретение современного высокотехнологичного учебно-лабораторного оборудования по образовательным программам, реализуемым в рамках ПНР;
  • разработка и приобретение компьютерного и телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения для моделирования производственных процессов (виртуальных лабораторий и предприятий);
  • обеспечение студентам и преподавателям широкого доступа к мировым информационным научно-образовательным ресурсам;
  • оснащение мультимедийной техникой поточных лекционных аудиторий и аудиторий для групповой работы.
Второй блок «Создание инфраструктуры научной и инновационной деятельности» содержит следующие мероприятия.

Мероприятие 2.1. Развитие инфраструктуры для фундаментальных и прикладных исследований по ПНР ТПУ.

Развитие инфраструктуры для фундаментальных и прикладных исследований будет проходить как в рамках отдельных ПНР, так и в рамках междисциплинарной кооперации между ПНР университета и опираться на опыт и достижения ведущих научно-педагогических коллективов университета как центров генерации и распространения научных инноваций.

Одними из важнейших направлений развития фундаментальных и прикладных исследований станут расширение сотрудничества университета с академической наукой, промышленностью, ведущими зарубежными вузами и компаниями, привлечение к работе в ТПУ ведущих российских и зарубежных ученых, повышение публикационной активности сотрудников университета, в том числе в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс цитирования).

Наиболее эффективной формой сотрудничества является проведение НИОКР в рамках международных научно-образовательных лабораторий и подготовка молодых исследователей на базе международных научных центров, создаваемых в рамках ПНР Программы. Нормой для подготовки высококвалифицированных специалистов станут стажировки сотрудников университета и выполнение аспирантами диссертаций в ведущих отечественных и зарубежных вузах и научных центрах.

Реализация мероприятия 2.1 предусматривает:

  • создание инфраструктуры международного научного сотрудничества, необходимой для выполнения совместных НИОКР в рамках контрактов и грантов различного уровня;
  • проведение международных форумов, конференций, выставок-ярмарок.

Мероприятие 2.2. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности.

Материально-техническая инфраструктура научных исследований будет развиваться путем оснащения исследовательских лабораторий и центров коллективного пользования современным аналитическим, технологическим, вспомогательным оборудованием и специализированным программным обеспечением, что позволит обеспечить высокую результативность научно-инновационной деятельности.

Система представления результатов научной деятельности сотрудников станет более эффективной за счет издания университетом за счет собственных средств высоко рейтинговых научно-технических журналов, в том числе электронных.

Эффективная инновационная инфраструктура университета будет обеспечиваться концентрацией ресурсов по цепочке «научно-исследовательские работы — опытно-конструкторские работы — коммерциализация результатов» и позволит преобразовать знания в новые технологии, продукты и услуги, реализуемые на национальных или мировых рынках. Коммерциализация результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) обеспечит поступление внебюджетных средств, направляемых, в том числе, на генерацию новых знаний.

Структурные подразделения университета — студенческий технологический бизнес-инкубатор и институт инженерного предпринимательства станут источниками формирования новой генерации предпринимательских кадров для создания и тиражирования ресурсоэффективных технологий.

Третий блок «Развитие кадрового потенциала» содержит следующие мероприятия.

Мероприятие 3.1. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации в области ресурсоэффективности в рамках ПНР ТПУ.

В рамках данного мероприятия предусматриваются:

  • расширение спектра программ дополнительного профессионального образования для переподготовки и повышения квалификации специалистов промышленных предприятий;
  • повышение квалификации и профессиональная переподготовка всех категорий сотрудников ТПУ.

Мероприятие 3.2. Привлечение и закрепление высокопрофессиональных научно-педагогических кадров.

Реализация данного мероприятия предусматривает:

  • создание системы привлечения молодых ученых для научно-образовательной и инновационной деятельности в рамках ПНР;
  • развитие программы формирования кадрового резерва ТПУ.

Усилия ТПУ будут направлены на формирование команд профессионалов, что позволит принципиально перестроить экономику региона и страны на ресурсоэффективные технологии и обеспечить экономическую, технологическую, информационную и интеллектуальную безопасность.

Четвертый блок «Совершенствование системы управления университетом» содержит следующие мероприятия.

Мероприятие 4.1. Оптимизация организационной структуры и развитие механизмов многоканального финансирования университета.

В результате выполнения мероприятия будет создана организационная структура, нацеленная на повышение эффективности научно-инновационной и образовательной деятельности университета.

Важным аспектом деятельности по внедрению результатов научных исследований является создание непрерывного цикла от генерации идей до разработки и производства наукоемкой инновационной продукции. С этой целью будет создано структурное подразделение ТПУ — «Проектно-конструкторский институт» с опытным производством образцов наукоемкой инновационной продукции, разрабатываемой подразделениями ТПУ.

С целью внедрения электронного документооборота и организации аналитических систем управления базами данных в рамках мероприятия предусмотрено развитие информационной инфраструктуры управления.

Мероприятие 4.2. Совершенствование системы управления качеством образовательной и научной деятельности университета.

Совершенствование системы управление качеством образовательной и научной деятельности будет достигаться за счет привлечения независимых общественных и профессиональных организаций для оценки, сертификации систем менеджмента качества работы структурных подразделений и ТПУ в целом, аккредитации образовательных программ в соответствии с национальными и международными стандартами.

В рамках мероприятия предусматривается обучение сотрудников ТПУ современным методам управления качеством образовательной и научной деятельности.

Для развития системы управления качеством образовательной и научной деятельности будут сформированы необходимые информационные ресурсы, усовершенствована информационная инфраструктура обеспечения результативности образовательной, научно-исследовательской и международной деятельности ТПУ.

Для повышения эффективности управления, мониторинга процессов и принятия решений в ТПУ планируется развитие системы электронного документооборота. 

IV. Финансовое обеспечение реализации Программы 

Объемы финансового обеспечения реализации мероприятий Программы приведены в приложении № 2 к настоящей Программе.

Объемы финансового обеспечения реализации Программы из средств федерального бюджета на 2012 и последующие годы могут уточняться в установленном порядке с учетом утвержденных расходов федерального бюджета, предусмотренных на развитие сети национальных исследовательских университетов.

Начиная с 2014 года финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется только из внебюджетных источников.

Финансовые средства направляются на приобретение современного учебно-лабораторного и научного оборудования, программного обеспечения, разработку и реализацию новых учебных программ, профессиональную переподготовку и повышение квалификации научно-педагогических работников, совершенствование системы управления университетом.

Источниками внебюджетных средств будут платные образовательные услуги, договорная научная деятельность, различные гранты, добровольные пожертвования и прочие доходы.

Планируется постоянное увеличение доли доходов от проведения и коммерциализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, выполнения договоров с предприятиями – стратегическими партнерами на целевую подготовку специалистов.

Финансовую устойчивость ТПУ после окончания бюджетного финансирования обеспечат:

  • высокая востребованность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ со стороны промышленных партнеров;
  • эффективное использование финансовых ресурсов малых инновационных предприятий;
  • постоянно возрастающий спрос на платные образовательные услуги. 

V. Управление реализацией Программы 

Ректор университета осуществляет общее руководство Программой и несет персональную ответственность за ее реализацию (конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств), а также определяет формы и методы управления Программой. Ректор представляет учредителю ТПУ ежегодный отчет о достижении результатов по ключевым индикаторам и показателям Программы.

Система управления реализацией Программы строится на следующих принципах:

  • выполнение взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий, направленных на решение задач и достижение цели Программы;
  • тесное взаимодействие всего руководящего состава университета и руководителей конкретных направлений;
  • открытость системы управления, вовлечение в систему управления представителей профессионального сообщества, органов государственной и местной власти, работодателей и общественности;
  • непрерывный мониторинг процессов и результатов реализации Программы.

Управление Программой осуществляется по трем основным уровням ответственности: Ассамблея, Координационный совет, ответственные за решения блоков задач.

Стратегическое управление реализацией Программы возлагается на Ассамблею ТПУ, созданную в 2007 году и объединяющую членов совета попечителей, правление Ассоциации выпускников и Ученый совет ТПУ.

Основные функции Ассамблеи:

  • ежегодное рассмотрение хода реализации Программы;
  • обеспечение стратегического партнерства с отечественными и зарубежными университетами, бизнес-сообществом, федеральными и региональными организациями;
  • контроль за целевым и эффективным использованием средств Программы.

Тактическое управление реализацией Программы, а также контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет Координационный совет в составе ректора, проректоров, проректоров-директоров, начальников управлений, деканов факультетов и директоров учебных институтов, координаторов ПНР.

Основные функции Координационного совета:

  • утверждение внутренних нормативных документов, связанных с реализацией Программы;
  • управление бюджетом программы;
  • организация привлечения дополнительных внебюджетных средств;
  • рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий;
  • управление изменениями, в том числе актуализация и корректировка организационно-финансового плана реализации Программы;
  • разработка порядка документирования результатов реализации Программы;
  • разработка плана реализации Программы, инициализация разработки нормативных и методических материалов, необходимых для реализации Программы.

Оперативное управление реализацией Программы выполняют ответственные за решение задач Программы.

Основные функции ответственных за решение блоков задач Программы:

  • управление человеческими, материальными и техническими ресурсами Программы;
  • управление деятельностью исполнителей в рамках выполнения мероприятий;
  • формирование отчетной документации о ходе реализации Программы.

VI. Предварительная оценка социально-экономической эффективности Программы 

Предварительная оценка ожидаемой социально-экономической эффективности Программы базируется на системе основных целевых индикаторов и показателей деятельности ТПУ. Указанная система позволяет оценить ход и результативность решения поставленных задач.

Реализация Программы окажет значительное влияние на социально-экономическое развитие России.

Ресурсоэффективные технологии дают значимый мультипликативный эффект и проявляются в течение длительного времени. Их включение в цепочки производства ведет к увеличению темпов экономического роста, повышению качества жизни.

Предварительная оценка социально-экономической эффективности Программы дана отдельно для науки, образования и экономики России.

Для науки:

  • формирование и развитие признанных на национальном и мировом уровне научных школ, обеспечивающих проведение прорывных исследований в области ПНР ТПУ;
  • создание передовой материально-технической базы проведения НИОКР по разработке ресурсоэффективных технологий для различных отраслей промышленности в области ПНР ТПУ;
  • разработка новых ресурсоэффективных технологий, оборудования, специализированных программно-аппаратных комплексов для ведущих отраслей национальной экономики;
  • совершенствование и повышение эффективности научной и инновационной деятельности, направленной на создание опытных образцов высокотехнологичной продукции;
  • создание инновационной инфраструктуры трансфера знаний и технологий и передача накопленного университетом опыта в области ресурсоэффективности;
  • создание и реализация импортозамещающих технологий и продукции;
  • повышение доли молодых ученых в общей численности научно-преподавательского состава ТПУ;
  • создание эффективной системы мотивации и стимулирования талантливой молодежи, профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников ТПУ;
  • укрепление и развитие международных научных связей, направленных на расширение междисциплинарной исследовательской деятельности в области приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.

Для образования:

  • значительное повышение качества образовательных услуг, оказываемых ТПУ, за счет проектирования программ опережающего образования, внедрения эффективных методов обучения, усиления практической подготовки, совместной реализации образовательных программ с ведущими зарубежными университетами, международной аккредитации образовательных программ, реализации системы независимого мониторинга качества образовательной деятельности и др;
  • повышение квалификации и омоложение профессорско-преподавательского состава, научных и инженерных кадров для работы в системе технического образования;
  • развитие сотрудничества и тиражирование успешного опыта стратегического партнерства ТПУ с ведущими промышленными компаниями и фирмами, исследовательскими центрами и другими научными структурами на всех этапах реализации программ опережающего образования;
  • создание учебно-методической базы для подготовки специалистов по ПНР ТПУ;
  • повышение эффективности деятельности университета за счет применения современных управленческих и информационных ресурсоэффективных технологий;
  • развитие системы электронного обучения для эффективной организации самостоятельной работы студентов, магистрантов и аспирантов, дистанционного предоставления дополнительных образовательных услуг;
  • обеспечение синергетического эффекта усвоения новых знаний за счет использования современного учебно-лабораторного оборудования, в том числе виртуальных предприятий, в обучении.

Для экономики:

  • создание и внедрение новых технологий на региональном и федеральном уровнях, направленных на эффективное использование трудовых, материальных, энергетических и информационных ресурсов;
  • опережающая подготовка высококвалифицированных кадров для организаций Томской особой экономической зоны технико-внедренческого типа и страны в целом;
  • расширение масштаба, качества и эффективности взаимовыгодного сотрудничества ТПУ с университетами, исследовательскими центрами, академической наукой, бизнесом, промышленностью и органами власти;
  • создание свыше 40 новых малых и средних инновационных предприятий на основе объектов интеллектуальной собственности ТПУ, входящих в состав его инновационного пояса, обеспечивающих ежегодный прирост к 2018 году 300–450 новых рабочих мест, а также увеличение доходной части бюджетов всех уровней за счет налоговых и неналоговых поступлений;
  • создание эффективной системы непрерывного образования для развития кадрового потенциала региона;
  • повышение конкурентоспособности российской экономики за счет внедрения ресурсоэффективных технологий;
  • обеспечение экономической, технологической, информационной и интеллектуальной безопасности страны.

Важнейшим результатом Программы является создание на территории России университета исследовательского профиля в области ресурсоэффективных технологий, конкурентоспособного на мировом уровне, привлекательного созданной в нем интеллектуальной средой, способствующей продуктивности научных исследований и разработок и высокому качеству образовательных услуг.

Показатели оценки эффективности реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томский политехнический университет» на 2009 - 2018 годы 
Объемы финансового обеспечения Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томский политехнический университет» на 2009 - 2018 годы


Оцените была ли информация на этой странице полезной?