• Университет
  • Образование
  • Наука и инновации
  • Сотрудничество
  • Жизнь в ТПУ

Томский политехнический университет самостоятельно разрабатывает ООП на основе ФГОС по соответствующему направлению подготовки (специальности) с учетом международных стандартов инженерного образования, миссии университета, его традиций, сформировавшихся научных и педагогических школ, мировых тенденций развития высшего образования, требований национального и международного рынка труда и профессионального сообщества.

При проектировании, реализации и обеспечении качества базового инженерного образования (бакалавриат) университет руководствуется международными рекомендациями CDIO Standards, разработанными ведущими университетами – мировыми лидерами.

  • Conceiving (Планирование)
  • Designing (Проектирование)
  • Implementing (Производство)
  • Operating (Применение)


Согласно концепции CDIO базовое инженерное образование на уровне бакалавриата должно обеспечивать подготовку выпускников к комплексной инженерной деятельности, которая включает:

Conceive
(Планирование)
  • изучение потребностей в продуктах инженерной деятельности и возможностей их удовлетворения;
  • планирование производства продукции - технических объектов, систем и технологических процессов;
  • проектный менеджмент разработки и производства продуктов
Design
(Проектирование)
  • проектирование продуктов инженерной деятельности на дисциплинарной и междисциплинарной основе
Implement
(Производство)
  • производство продуктов инженерной деятельности, в том числе аппаратуры и программного обеспечения;
  • их интеграция
Operate
(Применение)
  • применение продуктов инженерной деятельности;
  • управление их жизненным циклом и утилизация


Требования концепции CDIO содержат:
  • CDIO Syllabus - задают требования к результатам обучения по ООП бакалавриата. Требования дают возможность при проектировании образовательных программ ответить на три главных вопроса: «Что должен уметь выпускник?», «Что необходимо сделать, чтобы научить его этому?», «Что должен сделать выпускник, чтобы продемонстрировать свои умения?». При этом определяется решение трех важнейших задач: планирования, достижения и оценки результатов обучения.
  • CDIO Standards (12) - определяют требования к образовательным программам бакалавриата в области техники и технологий, которые могут служить руководством для модернизации и оценки качества образовательных программ в области техники и технологий, создавать условия для их непрерывного улучшения и интеграции в мировое образовательное пространство:


Стандарты CDIO

В соответствии с европейскими рекомендациями (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area), разработанными в результате развития Болонского процесса, университет руководствуется:

  • политикой и процедурами обеспечения качества ООП;
  • регламентами утверждения и мониторинга ООП;
  • процедурами оценки качества освоения ООП студентами;
  • регламентами обеспечения качества преподавательского состава, участвующего в реализации ООП;
  • процедурами управления ресурсами для освоения ООП студентами и их поддержки;
  • требованиями к информационному обеспечению и открытости информации по ООП.
Политика и процедура обеспечения качества ООП

Университет имеет Политику и Доктрину качества, руководство по качеству и Документированные процедуры обеспечения качества высшего профессионального образования в рамках Системы менеджмента качества, сертифицированной по международному стандарту ISO 9001:2008, разработана и применяется Стратегия постоянного улучшения качества ООП. В документах показана роль студентов и других заинтересованных сторон в обеспечении качества высшего образования.

В университете в соответствии с требованиями ФГОС формируется социально-культурная, личностно ориентированная образовательная среда и создаются условия, необходимые для всестороннего развития личности. При разработке ООП определяются возможности университета в формировании социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера).

Университет способствует развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая студенческое самоуправление, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ, бизнес инкубаторов, инновационных и предпринимательских структур.

Утверждение и мониторинг ООП

Основные образовательные программы ТПУ опубликованы, доступны заинтересованным сторонам, подвергаются мониторингу и проходят регулярную самооценку и внешнюю экспертную оценку. Одним из наиболее эффективных способов внешней оценки и подтверждения качества ООП является их общественно-профессиональная аккредитация, в том числе на соответствие международным стандартам.

Университет организует и постоянно поддерживает связь с представителями рынка труда и работодателями, обеспечивая их участие в проектировании и методическом обеспечении ООП, учебном процессе, оценке качества образования и подготовки выпускников к профессиональной деятельности. Университет обеспечивает активное участие студентов в процедурах формирования, мониторинга, экспертной оценки и планирования изменений в основных образовательных программах.

Оценка качества освоения ООП студентами

В университете в соответствии с требованиями ФГОС оценка качества подготовки студентов включает их текущую и промежуточную аттестацию, а также итоговую государственную аттестацию выпускников. Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующих ООП создаются фонды оценочных средств, включающие задания, контрольные работы, тесты, и другие материалы, позволяющие выявить и оценить знания, умения, накопленный опыт и уровень приобретенных компетенций.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ определяются с учетом действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений.

Успеваемость студентов в ТПУ оценивается с использованием опубликованных критериев, правил и процедур, применяемых на постоянной основе в рамках действующей кредитно-рейтинговой системы. Требования к текущей и промежуточной аттестации студентов и итоговой аттестации выпускников университета изложены в руководящих материалах по текущему контролю, успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов ТПУ.

Для обеспечения объективности оценки применяются критерии, правила и процедуры оценивания, которые: 
  • Позволяют выявить степень соответствия достижений студентов планируемым результатам обучения.
  • Отвечают своему назначению (диагностическое, текущее или итоговое) и учитывают специфику каждого из видов оценивания.
  • Определяют регламент предоставления студенту дополнительной возможности сдачи экзамена/зачета в случае его отсутствия по уважительной причине.
  • Позволяют избегать ситуаций единоличного принятия решений при выставлении оценки.


Для обеспечения точности реализуемых в университете процедур оценивания администрация вуза проводит периодические проверки их корректности.


Обеспечение качества преподавательского состава ООП

В ТПУ функционирует система обеспечения качества педагогической деятельности, позволяющая гарантировать то, что преподаватели обладают достаточно полным знанием и пониманием преподаваемой дисциплины, могут в рамках учебного процесса эффективно передавать знания студентам, формировать их умения, имеют обратную связь со студентами. В университете существуют различные формы морального и материального поощрения качественной работы преподавателей со студентами во внеаудиторное время.

Преподаватели университета в рамках процедуры их аттестации на соответствие занимаемой должности подтверждают свою квалификацию согласно требованиям Положения об оценке компетенций научно-педагогических работников, участвующих в образовательной деятельности. Требования к компетенциям изложены в «Паспорте преподавателя ТПУ».

Ресурсы для освоения студентами ООП и их поддержки

Университет обеспечивает образовательный процесс по каждой ООП адекватными и доступными ресурсами. Университет располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Университет ведет постоянный мониторинг эффективности процесса обеспечения студентов ресурсами, включая изучение мнений студентов о качестве и доступности предоставляемых ресурсов. На основе результатов мониторинга ТПУ реализует процедуры постоянного улучшения качества предоставляемых услуг и ресурсов.

Информационное обеспечение ООП

Основные образовательные программы ТПУ содержат информационный (Web) ресурс, обеспечивающий пользователей (работодателей, студентов, родителей студентов и др.) информацией качественного и количественного характера о реализуемых ООП:

  • ключевые показатели деятельности подразделения, обеспечивающего реализацию ООП;
  • планируемые результаты обучения по ООП;
  • присваиваемые по окончании ООП квалификации (степени);
  • контингент студентов, обучающихся по ООП;
  • используемые обучающие и оценочные процедуры;
  • образовательные ресурсы, доступные студентам и их стоимость;
  • достижения студентов и выпускников ООП;
  • спрос на рынке труда на выпускников ООП;
  • удовлетворенность студентов;
  • эффективность преподавания.


Томский политехнический университет регулярно публикует полную и объективную информацию качественного и количественного характера о реализуемых ООП. Социальная ответственность университета налагает обязательства по предоставлению точной, исчерпывающей, объективной и доступной информации.

Оцените была ли информация на этой странице полезной?